Церковная ковка

Это специфическое, узкоспециализированное и вдохновенно-благословенное направление кузнечного ремесла, появление которого датировано чуть ли не от Рождества Христова, развивалось по собственным канонам. Методы, которые применяли монахи (основные артели существовали при мужских монастырях) очень часто расходились с общепринятыми нормами и являлись либо самобытными явлениями, либо отголосками древних знаний.

Начало начал

Неправильно считать, что церковная ковка берет свое начало с крестов и паникадил. Первыми массовыми изделиями, которые производила церковь, были мечи, кинжалы, щиты и кистени.
Бесформенный кусок металла сначала нагревался на углях, затем подручный разбивал заготовку и, под руководством кузнеца, вытягивал ее. Затем лишнее отрубалось кузнечным зубилом и кувалдой. Секрет следующей операции монахи очень долго хранили в тайне (суть ее заключалась в том, что оружие, сделанное их руками, имело крайне высокую прочность и твердость).

Ковка клинков происходила на наковальне смоченной водой. Нагретая заготовка отбрасывалась на наковальню и тяжелыми с оттяжкой ударами ковалась по требуемой форме, а брызги воды, летевшие в разные стороны, уносили не только окалину, но и избытки кислорода и углекислого газа с поверхности заготовки. Именно в однородности и плотности структуры кованых изделий был заключен один из секретов древнего ремесла.

Средневековье

Позже, когда вовсю блистали своей стальной красотой сады Италии и Франции на рубеже 17-18 веков, технологии изготовления металлических ограждений в монастырях только-только нарабатывались. Папой Римским был одобрен лишь один вариант, и ныне известный, как «Монастырская вязь». Главными достоинствами таких кованых заборов и ворот с калитками является их зрительная легкость и утонченность. Однотипность узора, отсутствие развития и какого-либо художественного замысла — удел монахов, которые дарили не столько красоту, сколько технологическую составляющую ковки, как ремесла. А еще идеи, шедшие от сердец истинно верующих, не остались незамеченными.

Современный мир

Отдавая должное техническому прогрессу, который облегчает жизнь человеческую, нужно сказать, что цена на действительно ручную работу неуклонно растет. Ремесло ковки живет по этому же принципу — возрождаясь и примеряя на себя мирную интерпретацию. Оружие — только для коллекции, кованые заборы, ограды, входные группы и навесы — для эстетики и вложения денег.

И только в церковных общинах (и в мужских монастырях) продолжают ковать «Монастырскую вязь», кресты и оклады для икон, меняя только инструменты, но, не изменяя традициям.
Для примера можно привести любой прайс-лист компании, занимающейся художественной ковкой, где черным по белому будет написана цена на этот церковный шедевр, которая, кстати сказать, если не самая, то одна из самых высоких при минимальной себестоимости. Красота требует жертв, а история — соблюдения традиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *