Инструмент и работа кузнеца

Давно, еще с древнейших времен, главным орудием труда кузнеца был молоток. Им он указывал место на заготовке, по которому кувалдой должен был ударять подручный. Молоток был продолжением руки мастера, особенно хорошо это было заметно при работе с мелкими изделиями. Истинный кузнец всегда был уважаемым человеком, прирастая душой к своему ремеслу, он в каждое новое изделие вкладывал частичку себя.

За много сотен лет, что прошли со времен становления кузнечного ремесла и до наших дней, изменилось многое, но самое печальное, что не осталось того отношения к работе, той любви, которая помогала из бесформенного куска ваять шедевр. Но, не все так печально в нашей с вами действительности.

Современный инструментарий

С развитием технологий возрастал и спрос, и конкуренция, поэтому надо было придумывать, кроме классической ковки, что-то еще. Надо сказать, что морально устаревший инструмент не выходил из работы, а модернизировался по мере сил и знаний, приобретенных за долгие лета накопления опыта.

Инструментальная кладовая кузнеца ХХI века включает в себя три большие группы инструментов:

  • основные (молоток, кузнечное зубило, гладилки, обжимки, просечки и т.д.);
  • вспомогательные (сварочный аппарат, наждачный круг, пневмо или электромолот);
  • прикладные (сюда относятся все штампы, подкладки, высадочные кольца и оправки для гибки).

Работа современной кузницы на примере изготовления простой секции кованого забора

На стену, напротив рабочего места, вешается эскиз с габаритными размерами изделия. Параллельно делается каркас будущей конструкции — из квадратного профиля (профильной трубы) с помощью сварки.

Каждая отдельная стойка отрезается и на соответствующей оправке подгибается. Концы оттягиваются в подкладных штампах: разогретый конец заготовки кладется на один штамп, второй кладется сверху. Затем, ударами кувалды, совмещают верхний и нижний штампы до соприкосновения. Раскрывают штампы, а полученную оттяжку опускают в воду для быстрого остывания. Таким образом делаются и наконечники (пики), после чего конструкция вчерне собирается.

Далее идет художественное наполнение. С волютами все просто — оттяжки с обеих сторон, а потом загиб через необходимый радиус на оправке наковальни. С листовым металлом сложнее — форму его изменить не получится, а вот добавить объем можно и нужно. Для этого существует огромный выбор молотков с разными по форме рабочими поверхностями: круглые, квадратные, покатые, вогнутые, тонкие и толстые, просечные (просечки) и чеканные (чеканы). После раскроя листа и его обработки настало время собирать всю конструкцию целиком.
Здесь в дело вступают наждак и сварка. Наждаком выбираются наклонные пазы для сварки там, где это возможно. Затем изделие сваривается, и работник отбивает шлак. Шлифовальной машиной снимаются капли после сварки, и зачищается сам шов, чтобы быть незаметным и ровным.

Химико-термическая обработка

После того, как изделие получило свою конечную форму, настало время ее обработки: сначала требуется подчистить огрехи и снять окалину там, где это необходимо. Лучшими в этом отношении являются пескоструйный и дробеструйный агрегаты. После их работы нужно обезжирить поверхность (протереть соляркой, бензином или ацетоном) и только после полного высыхания нанести слой грунта (метод нанесения грунтовки не столь важен, сколь важна толщина нанесенного слоя), потом, если понадобится, второй.

И, наконец-то, финальный аккорд в создании шедевра — покраска. Ее делают, как правило, однослойной и тонкой, потому что у нее мощная подложка из грунтовки.

Заключение

Именно так и именно в такой последовательности должны происходить работы. А теперь спросите себя — стоит ли так заморачиваться, когда есть уже готовые, загнутые и отчеканенные элементы, тем более, что они уже прогрунтованы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *